С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают ребенку возможность начать активно использовать свой словарный запас.
Игры на развитие речи способствуют появлению у ребенка желания и потребности говорить.
Повторялки
Учите малыша произносить разные звуки. Говорите: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «а-гу», «а-бу», «бу-бу», “га-га” и т.д. Если малыш повторит за вами звук, ответьте ему, произнеся тот же звук.
Облегченные слова
Показывайте ребенку на предметы и называйте их облегченными словами: «ляля», «кися», «бибика», «ням-ням», «бай-бай» и т.д.
Ам
Спросите ребенка и помогите ему ответить «ам»:
Как кошка кушает? – АМ
Как собачка кушает? – АМ
Как … (имя ребенка) кушает? - АМ
Ау - уа
Покажите малышу две картинки: с нарисованным грудным младенцем и с детьми, заблудившимися в лесу. Скажите: «Малыш плачет УА-УА. А дети в лесу кричат АУ! АУ!». Вместе с малышом озвучьте картинки.
На – дай
Сядьте с ребенком друг напротив друга. Скажите малышу: «НА машинку». Когда ребенок возьмет у вас машинку, скажите ему: «ДАЙ машинку». Побуждайте малыша использовать в своей речи эти два слова НА и ДАЙ. Когда он протягивает вам машинку, говорите за него или вместе с ним: НА, когда просит у вас машинку, озвучивайте его желание: ДАЙ.
Кто тут?
Положите на столе перед ребенком три фотокарточки: мамы, папы и самого ребенка. Переверните одну из фотографий и спросите: «Кто тут?» (постучите пальцем по перевернутой фотографии). Помогите малышу ответить: «мама» («папа», « …» (имя ребенка).
Ма-ма-ма
Пропойте с ребенком слоговые цепочки:
Ма-ма-ма - мамочка
Па-па-па - папочка
Ба-ба-ба - бабушка
Де-де-де – дедушка и т.д.
Кто как говорит
Посадите перед ребенком несколько хорошо знакомых ребенку игрушечных животных и спросите:
- Где кошка? (ребенок показывает) Как кошка говорит? (ребенок отвечает «мяу-мяу»).
- Где собака? (ребенок показывает) Как собака говорит? (ребенок отвечает «гав-гав») и т.д.
Большая и маленькая кошка
Вам будут нужны парные игрушки или картинки: две кошки (большая и маленькая), две собачки (большая и маленькая) и т.д. Вы берете большую кошку и говорите, что большая кошка громко мяукает: «МЯУ-МЯУ», а маленькая кошка тихо «мяу-мяу». Попросите малыша повторить за вами.
Тоже самое с собаками: «ГАВ-ГАВ» и «гав-гав» и т.д.
Цыплята и коршун
Вы и малыш – цыплята: ходите по комнате и пищите: «пи-пи-пи». Скажите: «Вон коршун летит, уууу, прячемся». Вы и малыш должны присесть и замолчать. Вы делаете вид, что прогоняете воображаемого коршуна и снова начинаете вместе с ребенком пищать: «пи-пи-пи».
Дятел
Возьмите себе и дайте ребенку игрушку птички (желательно дятла). Покажите, как дятел клюет червячков (постучите птичкой по столу или ладошке), приговаривая:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Побуждайте ребенка повторять за вами и озвучивать свои действия: «тук-тук-тук».
Кто спрятался?
Эту игру целесообразно проводить после игры «Кто как говорит». Перед ребенком сидят игрушечные животные. На глазах у ребенка вы накрываете одного из них платком и спрашиваете: «Кто спрятался?».
Позови
В коробку положите несколько игрушечных животных. Скажите ребенку: «Тут кто-то спрятался. По моему, котенок. Позови его». Ребенок зовет: «Мяу» или «Кися! Иди!». Котенок вылезает из коробки и ласкается к ребенку. Потом вы говорите, что в коробке еще спряталась собака и предлагаете ребенку позвать её и т.д.
Первые диалоги
Оденьте на руку пальчиковую куклу и поговорите от её имени с ребенком:
- Как тебя зовут, мальчик/девочка?
- Сколько тебе лет?
- Где твоя мама?
- Во что ты играешь?
- Покажи, какие у тебя есть игрушки.
Побуждайте малыша не только показывать, но и говорить.
Разговор по телефону
Возьмите с ребенком по пластиковому стаканчику и поговорите по ним, как по телефону. Когда кто-то говорит – подносит стаканчик ко рту, когда слушает – к уху. Вместо стаканчиков можно использовать длинную пластмассовую трубу или рулон бумаги.
Домашние животные и их детеныши
Выложите перед ребенком карточки с изображением детенышей домашних животных: котенка, щенка, теленка, цыпленка и т.д. Покажите малышу кошку и скажите: «Это мама-кошка. Она зовет своего котенка: мяу-мяу. Где её котенок? Как он ей ответит? (мяу-мяу)». Положите кошку и котенка рядом друг с другом. Далее найдите следующие пары мам и их детенышей.
Автор: Дарья Колдина